Нарушение осанки
Здоровье — это счастье, за него стоит и следует бороться.
В определении здоровья человека важное место занимает осанка, которая определяется состоянием скелета, мышц, связок, состоянием нервной и психоэмоциональной систем. Формирование осанки начинается в раннем детском возрасте и продолжается до завершения роста костей (16-18 лет).
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ ИЛИ СКОЛИОЗ?
Дифференциальная диагностика симптомов нарушения осанки с проявлениями сколиоза — задача не из легких. Но уже на этапе первичного осмотра опытный врач в состоянии её решить.
Нарушение осанки — это асимметричная осанка, т. е. функциональное нестойкое отклонение позвоночника во фронтальной плоскости, которое легко исправляется путем напряжения определенных групп мышц.
Термин «сколиоз» — от греч. skoliosis (искривление) был введен классиком античной медицины К.Галеном (2 век н.э.) — это относительно стойкое боковое искривление позвоночного столба с последующей ротацией (скручиванием) позвонков вокруг вертикальной оси.
Изменения, происходящие в позвоночнике при развитии сколиоза, влекут за собой деформацию ребер и грудной клетки в целом, изменяется её форма, нарушается взаиморасположение внутренних органов. Далее это приводит к развитию сколиотической болезни, которая сопровождается нарушением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нередки неврологические осложнения.
Дети с развивающимся сколиозом, испытывают серьезные неудобства, связанные с болью в спине, с возрастом ребенок становится апатичным, застенчивым, возникают негативные эмоции в отношениях со сверстниками и родителями, формируется комплекс неполноценности.
Ключевым моментом в коррекции и профилактики развития сколиоза является раннее выявление и комплексное консервативное лечение, которое должно быть назначено сразу после постановки диагноза и проводиться систематически длительно до окончания роста ребенка (16-18 лет).
Критериями ранней диагностики нарушения осанки и развития сколиоза, которые фиксирует врач при осмотре и на которые могут обратить внимание родители, являются:
- При осмотре ребёнка, вид спереди: асимметрия контуров грудной клетки, треугольников талии, определить есть ли разница длины ног.
- При осмотре, вид сбоку: определяется состояние физиологических изгибов позвоночника (грудной кифоз — изгиб кзади, шейный и поясничный лордоз — изгиб кпереди).
- При осмотре, вид сзади: позволяет выявить асимметричность надплечий, положения лопаток, треугольников талии, ягодичных складок, существуют и другие ориентиры.
- Пальпация при осмотре позволяет врачу определить наличие устойчивость и выраженность явлений асимметрии, тонус мышц и положение позвоночного столба во фронтальной плоскости.
Важное значение при осмотре имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), который позволяет определить функциональное состояние физиологических изгибов позвоночника и дает представление о степени ротационного компонента (скручивания), который является одним из признаков развития сколиоза.
«ПЛОСКАЯ СПИНА» (сглаженность физиологических изгибов позвоночника) уже на ранних этапах развития ребенка, позволяет заподозрить начальные проявления типичного сколиоза.
«КРУГЛАЯ СПИНА», как правило, усиленный грудной кифоз, позволяет обратить внимание на возможность атипичного развития сколиоза.
Всё вышеперечисленное, позволяет нам определить сколиоз как стойкую трехплоскостную деформацию позвоночника, а врачу диагностирующему сколиоз у ребенка, пришедшего с родителями и их жалобами на плохую осанку, своевременно назначить адекватную схему лечения.
Подобные коррекционно-профилактические программы разработаны и успешно применяются в «Центре реабилитации и кинезитерапии доктора С. М. Бубновского». Основу этих программ составляет выработка индивидуального оптимального статодинамического стереотипа для человека. Кроме того, физические упражнения оказывают общестимулирующее воздействие на организм ребенка, улучшают обменные процессы, кровоснабжение мышц спины и позвоночного столба. Тем самым они создают физиологические условия для стабилизации позвоночника и коррекции патологического процесса.
Специально подобранное оборудование, комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей под контролем врача и инструктора позволяют проработать глубокие мышцы без осевой нагрузки на позвоночник, создать собственный корсет, для нормального физиологического развития позвоночника или удерживать позвоночный столб в положении максимальной коррекции.
Врач-невролог, кинезитерапевт Андрей Иванович Басенко